Человек как изделие

Макс Волков

Конспект семинара И. Калинаускаса «Человек как изделие». Очень интересный подход к пониманию человека, как единичного, штучного существа, артефакта. Как стать хозяином этого изделия, стать хозяином себя, не пребывать в иллюзиях. Очень рекомендую не только к прочтению, но и к применению в своей жизни.

 

 

Я первого уровня – тело

Современная психология позволяет с точностью до 80% предсказать поведение человека в заданной ситуации. Пи наличии бОльших средств/квалификации/времени эту цифру можно довести до 95-98%. Для того, что мы называем субъект, т.е. то, что невозможно просчитать, остается 2-5%. И что бы не воспринимать все это как что-то негативное, нужно разобрать во всем том, что мы знаем о человеке, как о изделии.

Тело. По сути – это система ввода и переработки веществ, система питания, которую мы образно можем представить как червяка, расположенного вертикально, что бы все в него поступало и выходило наиболее экономичным способом, по закону гравитации. У тела есть скелет, т.е. опорно-двигательный аппарат. На скелете есть мышцы, которые позволяют телу двигаться в сторону пищи. Кроме того есть система, которая обеспечивает снабжение всех частей тела питательными веществами, которые производит организм – это сердце и кровеносная система. Если это кормить, то оно может жить и существовать само по себе. Но на всем этом сиди система управления – мозг. От него проходит нервная система, так же есть второй мозг, который расположен в позвоночнике. Как показывает факт наличия состояния комы, тело рассмотренное как изделие может существовать и без человека. Это только материально-техническая база.

Это тело с помощью своих органов восприятия (тактильное, зрительное, слуховое) может быть обучаемо, дрессируемо. Причем можно дрессировать отдельно опорно-двигательный аппарат, отдельно систему переработки пищи, отдельно управляющий элемент. Это уже получается не тело, а животное. Но все еще не человек. Для того, чтобы в этом теле появился человек, прежде всего нужны другие люди. Как показывает история различных случаев, когда детеныш человека был выращен животными, он оставался животным и не становился человеком. Когда тело помещают в другое изделие, под названием социум, т.е. некоторое приспособление для совместного проживания людей и их воспроизводства, тогда появляется человек. От сюда ясно, что человек как изделие – это не отдельно взятая абстрактная психология, это – коллективная психология, это МЫ. Т.е. человек, в отличии от животных, сделан людьми и из людей. И только в этой ситуации могут реализоваться те генетические предрасположенности, которые есть в зрелом мозге. Без этого фактора человека не получается, получается животное.

Первое Я – это мое тело, про которое мне рассказали и владеть которым меня научили другие люди. Поэтому первое Я равно МЫ (т.е. социум). Для этого низшего Я человека его уникальность определяется характеристиками данного ему в пользование тела (форма тела, параметры органов восприятия, функциональные характеристики тела). Т.е. для низшего Я вся его уникальность замкнута на телесные характеристики. Все остальное принадлежит МЫ и описывается через характеристики того МЫ, в котором данный человек стал человеком (семья и социально-психологический мир этой семьи). Естественно, что все это доступно объективному исчислению для современной науки и поэтому поведение человека на этом уровне предсказуемо минимум на 80%, для этого нужно только время и квалификация. Почему же не на 100%? Потому что как только тело оказывается среди людей, включается непонятно где локализованная эмоциональная сфера, которая в раннем возрасте отслеживается только как потребность в эмоциональном контакте. Т.е. существует некая часть человека, которая в качестве условия своего существования и развития нуждается не в пище, не в информации, а нуждается в эмоциональном контакте. Вот это место является предметом споров, мечтаний, обсуждений, конфликтов, надежд, ожиданий людей на протяжении тысячелетий. Для младенца единственный способ – это контакт с матерью. Причем контакт этот без слов, без хорошего и плохо, без правильного и не правильного. Когда эта потребность не удовлетворена, ребенок может пренебречь пищей, он даже может перешагнуть порог инстинкта самосохранения. Наиболее распространенная версия, что это нечто есть душа, что-то невнятное, но судя по всему важное.

Я второго уровня – личность

Чем старше становится человек, тем больше в нем сил/времени/забот занимает информационная потребность. Потому что при помощи информации в нем формируется такой орган, как сознание (интеллект, мышление, память). На базе этого инструмента и возникает то, что мы обычно называем личность. Появляется Я второго уровня. Т.е. я такой не только как тело, я такой как личность: у меня такие-то привычки, такое-то поведение, такой-то характер, сознание, профессия и т.д. Появляется уникальность психологических характеристик, а не только телесных. Предсказуемость этого Я – 80% легко, 95% – при наличии цели/средств/квалификации. И это все по прежнему изделие, и это Я уже не равно МЫ, но МЫ его сделало, МЫ соорудило это психологическое Я.

Но у сознания есть непонятное ответвление – это самосознание, т.е. возможность саморефлексии, возможность наблюдать самого себя. Как появляется эта, совершенно ненужная с точки зрения МЫ, вещь? В процессе изготовления личности в нее обязательно монтируется блок под названием самоконтроль. И вся история человеческой цивилизации, как правил совместного проживания, это история развития такого агрегата, как самоконтроль. Некоторые люди импульсивно могли бы что-то сделать в определенной ситуации, но т.к. социальные правила это запрещают, активизируется действие самоконтроля. И тогда объективно человек не столько слушает и старается понять, сколько старается вести себя и выглядеть в соответствии с правилами социума для данной социальной ситуации.

Но в некоторых случаях самоконтроль с помощью саморефлексии может превратиться в самосознание. И что интересно – самоконтроль и нечто, что нуждается в эмоциональном контакте (которое с возрастом все сложнее и сложнее удовлетворить, потому что это совершенно не рациональное в человеке), поэтому и взрослым людям иногда хочется приехать к маме и просто обнять и помолчать. И ради этого потом можно выслушать все ее нотации. В современной системе проживания людей, в социуме, потребность в эмоциональном контакте сильно ущемлена, не зависимо от материального положения того или иного социально-психологического мира. И это является причиной все больше нарастающего уровня невротизации людей. Корень этого состоит в том, что самоконтроль находится в состоянии полного конфликта с тем, что мы привычно называем душа. Потому что самоконтроль призван нам обеспечить доминирование внешних положительных оценок над внешними отрицательными. И в конечном итоге это Я все что ни делает, делает ради положительной самооценки, причем «само» сдесь нужно взять в кавычки, т.к. оно целиком зависит от внешних факторов. В случае появления над-самоконтроля самосознания, первое что происходит – «само»оценка становится действительно самооценкой, т.е. некоторая производная от внешних и внутренних стимулов, с постепенным нарастанием внутреннего обусловленного. И это может привести к появлению третьего Я – Я как Я (то, что мы называем субъект).

Я третьего уровня – субъект

В силу того, что устройство под названием самосознание формирует внутренне обусловленную целостность всего изделия под названием человек, вместо томления души (которое время от времени возникает и мы незнаем чего с ним делать, кроме как прижаться к маме), душа впервые становится органической частью человека. И тогда может возникнуть то, что мы привыкли называть Я. На научном языке развитие вот этого органа, который нуждается в эмоциональном контакте, определяет развитие сущности человека. Сущность – дает возможность познать свою истинную уникальность, свою штучность, себя как вселенная во вселенной. И породить то, что мы называем дух. В древних текстах существует такая формула: тело – конь для души, душа – конь для духа. Т.е. все то, что мы называем духовностью, эзотерикой и т.д. – это попытки осознать, найти соответствующие практики, что человек может обнаружить себя полностью (т.е. реализоваться) только в том случае, если он будет участвовать с помощью самосознания в жизни своей души, которая позволит развиться его взаимодействию с реальностью на уровне целое с целым. И таким образом стать совместимым с тем, что в человеческой культуре называется дух. Т.е. полная реализация человеческого потенциала. Так вот те 2-5%, которые не может просчитать даже самая современная психологическая лаборатория, это и есть душа, самосознание, сущность, дух = субъект. Или говоря другим языком – хозяин изделия под названием человек (умеющий им управлять и грамотно пользоваться).

Если вы занимаетесь самоутверждением, у вас нет возможности стать хозяином самого себя, как изделия. Поэтому человек вынужден создавать так называемые мотивирующие иллюзии, по поводу того, что он себя знает. Хотя знать некому, часть изделия ничего не может знать о всем изделии. Формирование самосознания и есть путь к самому себе, путь самореализации. Самосознание формируется и растет, когда вы, в силу тех или иных причин, изучаете изделие данное вам в пользование. С одной стороны оно дано вам природой, с другой стороны людьми. Душа – это не изделие, и откуда она берется есть разные словесные объяснения; в любом случае это тонкая материя, но она по настоящему развивается только в двух ситуациях:

  • эмоциональный контакт с матерью;
  • когда ребенок развивается не по правилам и становится убогим (это деревенские дурачки и т.д.). В силу каких-то причин сознание, полноценное с точки зрения социума, не формируется. Но за счет этого, компенсаторно, человеческое существо вынуждено опираться на это нечто, что мы называем душой. Для этих людей применяется слово душевнобольные, т.е. люди у которых в силу особенностей современного процесса социализации самоконтроль заменяет всякое проявление субъектности. Т.е. развитие сущности заторможено, или остановлено. И только с появлением самосознания, когда власть над изделием впервые переходит от МЫ к Я, потому что самоконтроль это и есть представительство МЫ (а иллюзия что это Я – это всего навсего иллюзия, которая компенсирует чувство неполноценности), только самосознание может забрать, стать хозяином изделия под названием человек.

Иллюзии

МЫ, как устройство совместного проживания, никогда само по себе человеку человека не отдаст. Т.е. ты уже взрослый, как бы сам по себе, но это обман. Потому что пока все регулируется самоконтролем, истинный хозяин человека – МЫ. И все что называется эзотерикой, духовностью, духовными традициями – это попытка создания специфического МЫ, которое должно помогать человеку стать хозяином себя. Поэтому единственный объективный критерий отличить истинную духовность от лже-духовности – это делает ли в конечном итоге это специфическое МЫ человека субъектом, единственным хозяином самого себя. Только став хозяином этого изделия, он может совершать реальные, собственные в полном смысле этого слова выборы, действия, формировать структуру своей веры. В противном случае он и живет внутри себя как изделия, будучи Я просто как часть изделия, и в результате этого формируется мир компенсаторных и мотивирующих иллюзий (это называется покрывало майи, а конкретнее – грязное стекло, через которое невидно мира). И поэтому, вместо собственного бытия, как процесса самореализация, у человека остается только путь самоутверждения, вплоть до таких смешных для наблюдателя, но совершенно не смешных для самого человека, формул, как: «я глупый, но красивый», «я нищий, но гордый», «меня никто не знает, но зато я верю в бога» и т.д. и т.п. И это есть очень трагично.

Важно не забывать, что невротизация в масштабах человечества растет. Как говорил Зигмунд Фрейд – прежде чем лечить невротика, подумайте что вы можете дать ему в замен. Взамен ничего дать нельзя, пока нет самосознания. Попытка обойти самоконтроль, обращаясь непосредственно к тому, что называется душа, приводит к тому, что человек оказывается на окраинах социума, в ряду сумасшедших, безумных, одержимых (амок), и впавших в детство. Душа – нечто такое субтильное, что не может противостоять изделию, она может только его поломать в знак протеста. Управлять им, быть его хозяином – не может. Поэтому грамотный путь к себе начинается с формирования самосознания. Душа может принимать решения во многих случаях гораздо более качественно, чем сознание, но ей нечем эти решения реализовывать. Для этого ей нужен человек.

Существует в истории человеческой культуры еще один вариант обойтись без самосознания. Некоторые люди решали эту задачу, т.е. выхода из под власти МЫ, с помощью психологической конструкции «отдаю себя во власть высшей силы». Иногда это удачно, иногда очень неудачно. На пути к абсолютному богу, рационально понимая на пути к возможности быть управляемым большим целым (человек не знает путь к самосознанию, но у него достаточно развитая душа чтобы томиться и хотеть, и она ищет хозяина, который взял бы ее себе, потому что МЫ она не нужна), есть:

  • социум, как целое
  • природа, как целое
  • социально-психологический мир, как целое
  • государство, как целое
  • нация, как целое

Будучи частью всех этих целых, пытаясь таким путем минуя самосознание, решить проблему, человек может попасть в одну из самых страшных иллюзий – думая что он отдал себя богу, отдает себя социуму, природе, и т.д. Ибо все это больше, чем он как целое, частью которого он является. Вот эта ситуация и называется псевдо-духовностью. Образно говоря человек пытается прижаться к матери, а матерью может оказаться государство, секта, нация, животная природа и т.д. И вот здесь появляются фанатики, потому что самоконтроль разрушен во имя принадлежности к чему-то большому целому, Я даже в начальном виде исчезает, и получается просто орудие в руках какого-то бОльшего целого.

Итог

Человек – это такое существо, которое может стать хозяином себя, как изделия. И тогда никакие самые современные психологические методы не дают возможности просчитать его на 100%. Начинается обратный процесс, от 95% к 80% и так далее, вплоть до теоретической точки в 28% (до нуля невозможно, потому что есть тело). Т.е. человек становится на столько субъектом, что с помощью науки основанной на статистике его посчитать невозможно, потому что он движется в сторону того, что бы стать артефактом. Современная наука, в лице некоторых направлений (наиболее известная – это школа Бельгийского ученого Пригожина), считает что мир держится на единичных событиях, а вся статистика – это статистика следствий этих единичных событий. Это называется теория катастроф. С этой точки зрения человек, полностью реализовавший себя, становится таким вот единичным событием во вселенной. И в этом смысл библейского «по образу и подобию божьему».

 

Еще из этого раздела:

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.